Падать ниже некуда, терять – нечего. Разрушившийся воздушный замок, мертвые любимые, а лучший друг – подонок, предавший за 30 сребреников.
Max Payne – игра, впитавшая в себя наибольшее количество голливудских нуар-штампов, элементов гонконгского кино и пространственных размышлений классики арт-хауса.
Она не требует эрудированного в культуре взрослого человека, не раз смотревшего The Maltese Falcon и трилогию Godfather, но если же игрок таким не является, как минимум, три четвертых очарования этого «криминального боевика» для него будет напрочь потерянным.
«Ты собираешь мозаику, а уложив последний кусочек картона, узнаёшь себя – собирающего ту же мозаику», - шепчет Макс, и где-то в Австралии недоуменно чихает Питер Уир.
Игровой мир не отстает в синемафилии от главного героя в неизменном кожаном пальто и c медальоном на шее: преступники за дверью в Тарантиновских традициях заводят диалог о глупости вампиров, которым бы лучше жилось в какой-нибудь Антарктиде, а наемные убийцы в костюмах-тройках обсуждают bullet time в Mission Impossible II.
Но забудем о цитировании, игра и без него воспринимается не иначе, как кино. Немалую роль в этом играет сюжет, раздробленный на части и главы, как роман в ныне мертвом жанре pulp-fiction. В поисках виновных в гибели своей семьи, Макс все ниже и ниже опускается на дно грязного города и своей души, но затем его путь будет лежать поближе к небесам, на самую вершину небоскреба, что опять же символизирует изменения мрачного и циничного героя.
Помимо всего прочего Max Payne невероятно эстетична. Макс уворачивается от летящих в его сторону пуль, не отпускает курки пары сорок пятых беррет, засеивая пол блестящими гильзами, осколками стекол и бутылок, пыльной крошкой со стен. И когда все заканчивается, а камера при застывшем времени объезжает последний падающий труп, он поднимается с пола и разводит руки с оружием, высвобождая пустые обоймы. На сегодняшний день это уже не так впечатляет, но в 2001 году, едва увидев это, все понимали: это та игра, о которой мы так долго мечтали.
Эмоции от лучших сторон Max Payne закрывают глаза на самый серьезный недостаток: как игра, она чудовищно однообразна, линейна и тупа. Все уровни – вереница комнатушек с тусующими в каждой парой-тройкой потенциальных мертвецов. Макс запрыгивает в одну, в несколько секунд очищая ее, подбирает оружие и аптечки, добегает до следующей двери, и все повторяется. Иногда действие меняется: приходится расстреливать лазерные датчики мин в традициях консольных шутеров конца прошлого века, убегать из горящего ресторана и прыгать по кровавым пятнам, висящих в абсолютном «нигде» снов Макса, но погоды подобное разнообразие не делает.
И, знаете, плевать. Геймплей в Max Payne, как маленький прыщик на спине любимой. Remedy удалось создать свой небольшой мрачный мир и поместить в него не менее мрачного и циничного полицейского с не сходящей с лица шизофренической ухмылкой. Макса цитируют тысячи людей в интернете, его высказывания ставят в статусы асечек и контактов. Это, без преувеличения, игра, изменившая пусть и не весь мир, но очень многих его обитателей.
P.S. У Max Payne была масса последователей, но все они паразитировали лишь на идеях slo-mo и скачков в сторону. Странно, что ни один из тех разработчиков так и не понял, за что же любят эту игру.
В тексте не нашло места упоминание об отсылках на комиксы, с которыми я не сильно хорошо знаком и находил едва заметные связи с Max Payne лишь в ранних волюмах Punisher и культовом Transmetropolitan. Оставлю эту тему другим авторам.