Сказ о том, как гуманитарии с технарями поссорились. Обзор Prime World
Вы когда-нибудь представляли себе, чтобы бессмертное творение IceFrog’а вдруг обзавелось интеграцией с Facebook, собственным движком, «гендерными бонусами», цветастым графическим стилем, а потом еще и вышло на русском языке? Еще года 3 назад мне бы такое даже в голову не пришло. Сегодня это реальность - то, к чему пока что пришел жанр MOBA (Multiplayer Online Battle Arena), благодаря российским разработчикам.
Фирменный стиль Ниваловских художников был заметен уже на первых скриншотах, но «вживую» всё оказалось еще лучше. Графика в игре проработана до мельчайших деталей: в бассейнах, реках и озерах вы увидите плавающих разноцветных рыбок, по земле в лесах бегают всякие букашки, все здания (и в замке, и в сессии) имеют подвижные элементы: крутящиеся, падающие, взлетающие. При всем этом, уже сейчас игра совершенно не тормозит на моем ноутбуке 2008 года выпуска, хотя всего пару месяцев назад ситуация была иной - в превью для сайта PW-Fan.Ru я отмечал ненасытность движка Unity, и сетовал на то, что это вряд ли поправимо. Сегодня я официально извиняюсь за свои слова перед разработчиками - игра «летает». И, как говорят в Нивале, это еще не предел возможной оптимизации.
С другой стороны, многие игроки отмечают не очень качественную озвучку героев - действительно, есть некоторые огрехи, однако на мой взгляд они незначительны. Кстати, герои говорят голосами известных актеров озвучки, в том числе Бориса Репетура (он же Бонус), хотя, стоит отметить, его сейчас разве что по Первому каналу не показывают.
Отдельно стоит выделить теорию конфликта и вообще сценарную составляющую Prime World. В основе сюжетного бекграунда лежит многолетнее противостояние двух частей некогда единого народа, разделенного глобальным Катаклизмом. Банально, скажете вы? Но только в этой части. За то, как раскрыта эта тема, и что происходит дальше, Вадиму Панову и всей команде сценаристов игры нужно поставить памятник при жизни. За что же именно? Как ни странно, но в преимущественно казуальном Prime World конфликт оказался чуть ли не глубже, чем в любой хардкорной игре - в том числе, чем в легендарных старых RPG, на которые молится большинство геймеров. Нет, здесь вряд ли будут многоуровневые квестовые цепочки, отсылки к другим вселенным Нивала и прочие горячо любимые олдскулом «фишечки». Народы Праи «всего-лишь» пытаются решить извечные земные проблемы наиболее близкими им методами.
Но это все философия. Самым главным достижением сценаристов игры я считаю то, что им действительно удалось найти ту формулу противостояния, которая разделит игроков не просто на красных и синих, а согласно их убеждениям и призванию. Активно общаясь с игроком, ты понимаешь, почему он именно докт, а не адорниец, например. Даже если ему просто понравился замок доктов и он не в курсе «лора», выбор делается подсознательно. Я был приятно удивлен подобной проработанностью.
Однако, главное среди всего этого великолепия — не забыть о самом игровом процессе. До старта альфа-теста, если честно, было не совсем понятно, как разработчики собираются объединить столько разных жанров в одной игре: и MOBA, и экономическую стратегию, и RPG-элементы, да еще сдобрить это все развитой системой социального взаимодействия. Сейчас ситуация прояснилась, потому можно делать уже какие-то первые оценки.
Итак, запуская игру, первым делом мы видим, казалось бы, стандартный «лаунчер» из тех, что используются в большинстве онлайн игр. Но есть большая разница: вместо окошка ввода логина и пароля мы видимо синюю кнопку с большой белой буквой F: авторизоваться можно только посредством Facebook. Многие игроки были возмущены такой дискриминацией других социальных сетей, а другие вообще не хотят регистрироваться в новомодных сервисах ради игры. Но мне их возмущение не совсем понятно, ведь разработчики заявляли такой подход еще с самого анонса, да и другие социальные сети постепенно тоже будут подключаться: проблема исключительно технического характера, а не концептуального. Также демиурги говорят о том, что к одному игровому аккаунту можно будет подключить сразу все возможные социальные сервисы, где вы присутствуете, и входить в игру с помощью любого из них. Также в один список будут собираться и все ваши друзья, что немаловажно для успешного покорения просторов Праи.
Что ж, авторизацию мы прошли, после кратковременного созерцания «сплэш-скрина» попадаем на экран выбора нации и ввода игрового ника. Если с ником все понятно, то вот перед окончательным решением, на какую сторону встать, придется подумать.
Адорнийцы, красные, - отчасти «мутанты». Южная окраина единой империи, частью которой они когда-то были, расположена в низинах. В день Катаклизма, когда Прайм заполнил континент, адорнийцы пострадали больше всего — опасная субстанция отравила много народу. Но часть людей выжила и со временем они стали наблюдать в себе странные изменения: обостренное чувство прекрасного, любовь к природе и тяга к любовным интрижкам (это у них «свобода творчества» называется).
Докты же — это северные жители империи. Благодаря гористому рельефу, северяне гораздо меньше пострадали от Катаклизма, но взамен приобрели чувство панического страха перед чистым Праймом. Однако этот страх не помешал им максимально изучить свойства Прайма и начать использовать его в быту посредством различных изобретений. Докты — консерваторы и сохраняют традиции старой империи, только Катаклизм все равно внес свои коррективы: технократическое правление наместника Леонарда не приемлет всякого творчества, а главной целью любого докта является служение обществу. В общем и целом, это такая смесь стимпанка (только вместо пара — Прайм) и советской идеологии. Оценка сюжетной составляющей мира давалась выше, потому больше на это не отвлекаемся. Я — человек творческий, доктийские правила жизни мне чужды, и мой выбор — свободная Адорния.
Что нам стоит дом построить?
В обмен на клятву верности Адорнийскому Королевству я получаю собственный замок, оформление которого выполнено в красных тонах. Как я уже писал, выглядит он великолепно. Антураж резиденции выполнен в дальневосточном стиле: большинство зданий похоже на знаменитые «пагоды» разных форм и размеров. Доктийский замок больше походит на обители феодалов средневековой Европы.Адорнийский замок мало кого оставит равнодушным. |
Интерфейс стратегического блока пока беден, состоит из всего нескольких панелей, часть которых недоступна: их откроют, когда активируют режим строительства. И раз уж мы отвлеклись на интерфейс, то скажу и о нем пару слов. С графической точки зрения он красив, атмосферен, ощущения, что элементы из какого-то другого проекта, не возникает. Основная гамма — темно-бирюзовая, по цвету самого Прайма — ресурса, вокруг которого разворачивается битва. Единственная претензия — это некрасивый и неудобный шрифт, но будем надеяться, что типографика не финальна.
Зато могу намного больше сказать о боевой системе, хотя и здесь далеко не все возможности доступны игрокам. На сегодняшний день, боевая система представлена двумя практически одинаковыми режимами — оба сделаны на основе механики DotA. Первый называется «Обучение» и предполагает битву игрока или группы против ботов, второй — «Битва» - это тоже самое, только «стенка на стенку» между игроками разных фракций.
У каждого героя есть набор талантов. В самом начале игры или сразу после покупки нового героя этот набор обычно представляет собой несколько уникальных талантов (например, у Крио/Вьюги есть талант «Неприступность холода», который направляет удары врагов на них самих), ворох стандартных (типа телепортации или увеличения общих характеристик) и «гендерный бонус» (о нем позже). Каждый герой после боя (даже в случае проигрыша) получает в награду еще другие таланты, которые тоже можно использовать в бою. Заявлена возможность торговли талантами, но пока что не реализована.
Сам набор талантов представляет собой разлинованную сетку, в каждой клетке которой находится или талант, или пустое поле. Положение талантов в сетке можно изменять в Академии перед боем. Именно таким образом строятся «билды» персонажей, знакомые многим опытным игрокам MOBA и RPG. В отличие, от прочих подобных игр, в Prime World нет экипировки, влияющей на характеристики персонажа. Всю мощь подопечных игрока составляют как раз эти таланты.
Но даже если «матчмейкинг» подобрал вам хорошую команду (а, кстати, битва происходит в формате «5 на 5»), не спешите радоваться: в Prime World остро стоит вопрос «ливеров» — игроков, которые выходят из игры, если считают, что матч заведомо проигран, или им просто скучно, или по более уважительным причинам: отключился свет, интернет или на их компьютер упал астероид. Таким образом, ваша или противоположная команда остается сразу без одного бойца, или даже больше, а это уже сильно мешает получению удовольствия от процесса. Сглаживается этот момент пока что только тремя факторами.
Во-первых, если у вас отвалился интернет всего на минутку, то вы можете поторопиться и вернуться в свою сессию — при повторном входе игра сразу предлагает такой вариант (правда вы все равно потеряете в развитии — ваши соперники и союзники подрастут в уровнях за время вашего отсутствия, но это лучше, чем вообще не поиграть, правда?).
А вот злостным «ливерам», которые бросают своих товарищей совершенно осознанно, подготовили систему «кармы». Правда, сами игроки оставлять отзывы о других не могут (пока?): рейтинг изменяется в зависимости от количества боев, из которых вы «ливнули». Чем больше таких боев, тем меньше шанс, что вы попадете в битву к нормальным игрокам, которые не привыкли к уходам по-английски. Таким образом, матерые отступники останутся в компании себе подобных. С другой стороны, можно вернуть себе рейтинг, если начать вести себя как подобает достойному Лорду мира Прайма.
Ну, а третий способ избежать нарушения формата боя — играть группой со своими друзьями: такая возможность есть. Пять друзей объединяются в группу (это делается буквально в один клик) и запускают поиск битвы, им находится в противники такая же группа либо набор из 5 случайных игроков. В таком случае, вы не уверены в своем враге (но ничего страшного — «халявная» победа еще никому не мешала), зато есть уверенность в союзниках: ведь даже если ваш друг пропал в момент штурма вражеской башни, то вы знаете, что на то есть серьезная причина.
Не буду останавливаться на подробном описании механики боя — она в целом похожа на все DotA-like-игры. Но стоит подробно рассказать о том, что как раз отличает PvP-битву Prime World от других ей подобных.
Стартует герой с 1-го уровня и с определенным запасом Прайма, которого хватает на «изучение» одного таланта. В дальнейшем, Прайм дается за убийство Чуди, крипов (NPC-мясо, помогающее героям штурмовать чужие башни и базу) и героев. Изучение каждого таланта в бою стоит определенное количество Прайма — чем выше талант находится в сетке, тем он дороже. Максимальный уровень героя — 36-й. Вещей, как говорилось выше, нет. Есть только три лавки: на базе и в лесах, где можно купить баночки восстановления жизни, временного увеличения характеристик, невидимости и т. п. Также на речке, разделяющей карту на две половины, есть «глифы» - тоже штука знакомая дотерам. Глиф временно влияет на характеристики героя или добавляет ему какую-то способность.
Вторая отличительная особенность — система терраморфинга и захвата территорий. В игре существует понятие «родная земля» - для адорнийцев это тропический лес, для доктов - что-то вроде еловника. Изначально вся территория карты, кроме баз игроков, нейтральна. По ходу сессии территорию можно захватить и «перекрасить» в свой цвет с помощью специальных флагов.
Напомню, что в доте башни просто стреляют, мешая пройти дальше. В Prime World башни также защищают флагшток. Разрушил вражескую башню, поднял на флагштоке свой флаг — и земля преобразилась с великолепным анимационным эффектом. В захвате земель есть не только эстетический смысл: на «родной» земле многие таланты работают гораздо лучше, а некоторые так вообще не могут активироваться на чужой или нейтральной территории: например, телепортироваться можно только на свой участок земли. По-моему, это одно из лучших решений в Prime World, потому что реально добавляет динамику в сессию.
Кроме битвы, демиурги Праи обещают множество разных режимов. Например, уже готовится к показу режим «Поход». Посетители пресс-дня Игромира этого года уже оценили все достоинства и недостатки нового формата боя, а более подробно его описал Sergey Serkin в своем отчете, потому не вижу смысла углубляться.
Когда говорят о российской игровой индустрии, сразу вспоминают о деньгах. Так уж повелось, и на то есть объективные причины. К сожалению, пока что ничего конкретного я сказать о монетизации не могу. Но есть многочисленные заявления разработчиков о том, что система монетизации нам понравится. Еще в прошлом году, да и в этом Сергей «Warp» Орловский, рассказывая об общих принципах монетизации, сказал, что Prime World ждет мягкая система вложений: это когда оператор не вынуждает оплачивать доступ к какому-то контенту, а именно привлекает интересными возможностями (например, ускоренным развитием). Также в одной из групп по Prime World на Facebook было сказано, что 100% контента, доступного в игре, можно будет открыть исключительно игровым путем, не вложив ни копейки. Еще можно вспомнить периодические выступления сотрудников Nival о том, что монетизация будет связана с кастомизацией (то есть, украшением, выделением из общей массы) замка и героев. В любом случае, пока об этом говорить рано.
Мир Прайма хоть и прост в освоении, но не растерял на пути к казуализации тех особенностей, которые создают интерес к игре. Вместе с тем, относительно простая механика получила глубокое сюжетное обоснование, и игровая вселенная действительно ожила — даже на этом этапе, когда мы не знаем имен, паролей и явок, то есть конкретных действующих лиц сюжета. А в сумме мы получили целостный проект, который действительно может стать «одним из лучших вариантов для онлайн-времяпровождения на данный момент», цитируя портал FatalGame.Com.
Компания Nival стала одной из законодательниц уже начавшейся революции в играх — революции социальной. Это особенно приятно, - когда отечественная компания не «догоняет и перегоняет», а задает темп, ведет за собой. А если реализация спорных и рискованных идей еще и удается, о чем свидетельствуют высокие оценки от всемирно известных игровых порталов IGN и GamingXP, начинаешь думать, что у нас не все так плохо: было бы желание. |
Несколько скриншотов взято с официального сайта. Остальные - мои
Большое спасибо юзернеймам Pegazs, Teodorix и MrOrionto за вычитку материала.