Выдающийся психологический триллер в формате видеоигры
Уже после выхода третьей части хоррор-сериала Silent Hill многим из его поклонников стало казаться, что он развивается (если вообще развивается) в каком-то неверном направлении: известная своим психологизмом и тонкой, до мелочей продуманной мифологией игровая серия с годами всё больше устаревала и теряла в том, что почти не поддаётся описанию словами – вязкой атмосфере страха и безнадёжности, постоянного напряжения и ожидания чего-то ужасного – то есть «саспенсе». Несколько предпринятых попыток реанимировать серию окончились крахом, и казалось, что у игры нет иного будущего, как пойти по пути дальнейшего упрощения и стать ещё одним заурядным боевиком, сохраняющим за собой лишь отдельные компоненты жанра survival horror (подобная метаморфоза, например, теперь уже окончательно произошла с серией Resident Evil) или вовсе навеки исчезнуть с игрового небосвода. Спасение пришло оттуда, откуда его никто не ждал: англичане из Climax Studios, авторы провальной Silent Hill: Origins, совершили лучшее преобразование сериала, которого только можно было желать.
Shattered Memories не бьёт плашмя по лбу, с ходу бросая в пекло и осыпая всполохом спецэффектов и сюжетных перипетий, как это делают современные игры-блокбастеры, – она заходит издалека, исподволь нагоняя беспокойства и страху. Густой, непроглядный туман, испещрённые ржавчиной улицы, зловещие скрипы таинственных механизмов рассеялись, исчезли во мраке прошлых лет; на смену им пришли мороз, пурга и погребённые под толщами снега и льда обезлюдевшие пространства. Ведомый коварной и извилистой тропой воспоминаний, писатель Гарри Мейсон разыскивает дочь, пропавшую в тихом маленьком городке во время бурана, параллельно пытаясь разобраться с собственным помутившимся рассудком и привести в порядок отказывающую память. Ножа, дробовика, пистолета, даже самой завалящей монтировки – ничего этого у Гарри нет, а потому рассчитывать ему приходиться только на собственные ноги – а бегать, сигать через расселины, карабкаться по заборам и под ними проползать, стряхивая с себя неугомонных голокожих тварей – писателю предстоит немало. Сам город, «Тихий холм», предстанет перед ним на вид нерушимой, но преодолимой преградой, не то злостным врагом, коверкающим человеческие судьбы, не то помощником, наставляющим на верный путь. Всё здесь – покрытые коркой льда безликие громады зданий, туманная морозная мгла и завывания ветра – призвано сообщить играющему чувство тоски и тревоги; в тёмных углах здесь что-то – или кто-то – прячется, отдаваясь в памяти отголосками забытого прошлого или чего-то ещё, более страшного, неизбежно наталкивающего на мрачные мысли. И даже нацарапанные на стенах домов нелепые надписи зачастую являют собой скрытые послания.
С титульного экрана игра предупреждает о том, что она составляет ваш психологический профиль – и в зависимости от него будет меняться, подстраиваясь лично под вас. Назвать это пустым бахвальством не поворачивается язык: психолог по ту сторону экрана настойчиво вытягивает из нас ответы на самые щекотливые вопросы: легко ли вы сходитесь с людьми? помогает ли спиртное вам расслабиться? всегда ли вы прислушиваетесь к чувствам других? нравятся ли вам ролевые игры во время секса? Конечно, терапевта можно и обмануть – но ведь и результат тогда будет непредсказуемым, тогда как ответы на эти вопросы влияют не только на реплики в диалогах, внешний вид персонажей и монстров, но и на некоторые из головоломок и на то, как закончится эта история. Психологический портрет игрока – не единственное оригинальное, что есть в Shattered Memories; помимо этого здесь масса других умных и интересных идей, таких, например, как гениально интегрированное в игру меню в виде смартфона (который помимо выполнения функций игровых настроек и сохранения служит фотокамерой, gps-навигатором и собственно телефоном), умение оглядываться назад во время бега (в целом бесполезно, но очень будоражит, когда тебя преследует толпа чудовищ) и медленное – с возможностью захлопнуть в любой момент – приоткрытие дверей в незнакомые, а оттого немного страшные комнаты. Кроме того, авторы нашли отличное применение вимоуту и нунчаку: так убедительно передать движения пловца и инвалида не удавалось ещё ни одной видеоигре, а карманный фонарик, неизменный спутник Гарри на протяжении всего его кошмара, чувствуешь так, словно он сжат в твоей собственной руке.
И всё же эта замечательная игра, которую безо всяких оговорок можно назвать настоящим психологическим триллером, не хуже тех, что мы привыкли смотреть в кино, не лишена одного, но очень существенного недостатка: слишком уж чётко, слишком явственно здесь выделена черта, разделяющая исследование мира и игру в кошки-мышки с монстрами: мир вокруг неожиданно словно оледеневает, из-под земли прорастают громадные снежные глыбы, небо принимает зловещий кроваво-лиловый оттенок, и появляются ОНИ – а потом также неожиданно исчезают, и всё возвращается в своё обычное, безмятежное русло. Помимо этого, Silent Hill: Shattered Memories очень короткая – в первый раз её можно завершить часов за шесть-семь, а то и меньше. Но тут надо иметь в виду, что она рассчитана на неоднократное прохождение, и есть мнение, что проходить её один раз вообще лишено смысла – потому что тогда не удастся понять всех деталей сюжета и увидеть всего заложенного в игру смысла. Поэтому лучше заранее настроиться на несколько погружений в мир пронзительного холода и страха – так и только так можно получить ответы на все неизбежно возникающие ближе к финалу вопросы. Более того, в этом случае игра даёт возможность попробовать самого себя в роли психолога – вот уж приём для видеоигр в самом деле новаторский. Как говорит ещё одна предупреждающая надпись с титульного экрана: «Помните: эта игра играет с вами точно так же, как и вы играете в неё». К сожалению, конкретно эта идея так и осталась по большей степени неосуществлённой – но кто знает, как её потенциал может быть реализован в будущем?
А если вам понравился этот обзор, ещё больше моих текстов можно найти